П.Д. Самсонов "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИИ ГИДРОСАМОЛЕТОВ" ОНТИ-НКТП-СССР-1936г

   Оглавление  / Пред.автора / Гл. 1 /

 

ГЛАВА I

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. ТИПЫ МОРСКИХ САМОЛЕТОВ

Несмотря на кажущееся обилие типов гидросамолетов, между ними можно различить лишь несколько основных групп. Группы эти характеризуются местом применения и условиями эксплуатации. По месту применения гидросамолеты делятся на речные (или для закрытых водных бассейнов), береговые и самолеты открытого моря. Очень строгой границы между двумя первыми группами провести невозможно. Первая группа характеризуется небольшим полетным весом, колеблющимся от - 700 до 1500 кг и сравнительно малой мощностью 100 - 250 л. с. с экипажем 1 - 2 чел. Сюда относятся авиетки, учебные и спортивные машины и т. п. В качестве примеров можно привести самолеты: „Savoia-80", Liore et Olivier-180, „Ш-2", „Dornier Libelle", 1931 г. и т. д. В этой группе наблюдается наибольшая пестрота схем. Здесь можно встретить монопланы, бипланы, полуторапланы, лодочные и поплавковые самолеты чаще, чем в любой из остальных групп. Объясняется это большим многообразием назначений этих самолетов. Следующая группа характеризуется тоннажем 3,5—5,0 т и мощностью 600—1200 л. с. К этой группе относятся, главным образом, военные самолеты (береговые или базовые разведчики), почтовые и, реже, пассажирские. Последние, в подавляющем большинстве являются приспособлением военных образцов для гражданских целей. К этой группе можно отнести целый ряд самолетов фирм Savoia („S-16", „S-62", „S-78"), CAMS, CANT, Liore et Olivier, Fokker (B-IV „Antares"), Supermarine („Seagull Mark-V"), Saunders („Flying Cloud") и т. д. Между первой и второй группами в весовом отношении имеется интервал (1500—3500 кг), в котором очень мало морских самолетов, среди которых встречаются чаще всего сухопутные самолеты, поставленные на поплавки. Это явление не случайно: в этом интервале гидросамолету очень трудно найти применение, так как для целей спорта и туризма он не подходит вследствие значительной мощности, а следовательно, и дороговизны эксплуатации. Для военного же применения этот тип самолета недостаточно выгоден. За группой в 3,5—-5,0 т идет следующий “пустой” промежуток 5,0—8,0 т, где точно так же гидросамолеты встречаются единицами, которые при дальнейшем развитии имеют тенденцию к увеличению тоннажа. Так, например, всемирно известные гидросамолеты Dornier „Wal" и Savoia „S-55", имевшие в прототипах полетный вес до 6,0 т, в образцах 1933—1934 гг. подняли свой вес до 8—10 т. Это объясняется тем, что для одномоторной машины вес, лежащий в этом промежутке велик, а для многомоторных машин требования дальности значительно повышают тоннаж. Поэтому следующей крупной группой является группа с общим тоннажем в 8,0—15,0 т. Это - разведчики открытого моря с большим радиусом разведки (Blackburn „Sydney", „Iris" и т. д.), пассажирские и транспортные машины для дальних и трансокеанских перелетов ("Latecoere-500") и т. д. В большинстве случаев — это многомоторные самолеты с общей мощностью 2000—3000 л. с.

Дальше идут самолеты очень большого тоннажа, которые трудно отнести к какой-либо группе, так как они насчитываются единицами. Веса здесь доходят до 52 т (Dornier „Do-X"), а мощности до 5000 - 8000 л. c. Несколько обособленно стоит группа гидросамолетов специальных назначений. Сюда нужно отнести гоночные самолеты, у которых вопросы скорости сводят на нет все требования мореходности, и удобства эксплуатации. Они отличаются необычайно высокой мощностью при очень малом весе (гоночный гидросамолет Supermarine S6B имеет мощность 2400 л. с. при весе 2800 кг, самолет „Macchi-Castoldi"). К этой же группе следует причислить и гидросамолеты-истребители („Macchi", CANT и др.), не нашедшие применения вследствие того, что маленькая и легкая машина становится трудно применимой даже при небольшой волне, а потому для военных целей может быть использована только при благоприятных обстоятельствах, что совершенно обесценивает этот тип гидросамолетов. Кроме того, в случае применения лодочной схемы большой разнос масс делает машину маломаневренной. С появлением авиаматок гидросамолёты - истребители постепенно вытесняются корабельными самолетами сухопутного типа. Таким образом, все гидросамолеты можно разделить на четыре основные группы:

1. 700—1500 кг - одномоторные, мощностью ~ 100 - 250 л. с. (учебные, спортивные, тренировочные, авиетки и т. п.).

2. 3500—5000 кг - преимущественно одномоторные, мощностью 600—1200 л. с. (базовые разведчики, почтовые, пассажирские и отчасти спортивные).

3. 8000 - 15000 кг - преимущественно многомоторные, мощностью 2000 - 3000 л. с. (разведчики, открытого моря, крупные пассажирские и почтовые гидросамолеты дальних рейдов).

4. От 15000 кг, и выше—редкие машины-уникумы.

В начало страницы    Продолжить

 

   Оглавление  / Пред.автора / Гл. 1 /

 
 
 
Хостинг от uCoz